Пресс-релизы

Отношение к ЛГБТ в Николаеве начало меняться. Но до Европы еще далеко…

LGBT Nikolaev

Попытка в 2009 году в Николаеве провести «парад гордости» для представителей Николаевской ассоциации ГЛБ «ЛиГА» окончилось неудачей — мэрия через суд запретила проведение парада. С той поры много воды утекло, но по чуть-чуть отношение к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации начало меняться. Об этом и о многом другом на прошедшем сегодня, 3 октября, заседании дискуссионного клуба «Европейские ценности и нормы толерантности в украинских реалиях».
Участники дискуссионного клуба — журналисты Николаева, Одессы, Запорожья, представители ЛГБТ-сообщества, правозащитники и юристы — успели не только обсудить парламентские инициативы (как законопроект № 2342 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия дискриминации», так и № 8711, который устанавливает уголовную ответственность за так называемую пропаганду гомосексуализма), но и коснулись местных реалий.
В обществе обсуждение темы дискриминации может идти либо по теоретическому, либо по прикладному пути. Теоретически каждый человек против дискриминации как таковой, по возрастному, половому или иному признаку. Но как только предпринимается попытка обсудить тему дискриминации «по иному признаку» (а понятие «сексуальная ориентация» в украинском законодательстве определения не имеет) — т.е. в отношении представителей ЛГБТ-сообщества, — результат можно получить вовсе неожиданный: очень часто образованные и просвещенные люди оказываются далеки от толерантности. Между тем, по мнению гостя из Киева — со-председателя Координационного совета Коалиции по противодействию дискриминации в Украине Назария Боярского, вопрос соблюдения прав человека (=отсутствие дискриминации) — это даже не моральная, а экономическая категория. Ведь человек, который будет чувствовать себя дискриминированным, не сможет раскрыться на работе, на 100% использовать свой потенциал, что рикошетом ударит и по государству.
Впрочем, как отмечали участники дискуссионного клуба, отношение к представителям ЛГБТ-сообщества в Николаеве на йоту сдвинулось. Во всяком случае, если в 2009 году НА ГЛБ «ЛиГА», получившей судебный запрет на проведение парада в Николаеве, представителям сексуальных меньшинств не удавалось найти адвокатов для защиты своих прав в суде (таковы реалии: для насильников и убийц адвокаты легко находились и находятся, а вот с представителями ЛГБТ-сообщества ни в одной юридической или адвокатской фирме Николаева работать не захотели), то теперь адвокат и юрист у «ЛиГА» есть.
Безусловно, никто из них не сбрасывает со счетов высказывания, например, художественного руководителя Николаевского академического художественного русского драматического театра Николая Кравченко, прозвучавшие на майском митинге в Николаеве («это его право — так думать и говорить» — такова позиция Олега Алехина, но было бы правильно, если бы было алаверды — дать возможность каждому сходить с ума по-своему, если говорить упрощенно). Или отношение правоохранителей к представителям ЛГБТ-сообщества и юристам, которые отстаивают их права.
Как рассказала адвокат Татьяна Добрыдник, у которой за плечами — больше 20 лет работы следователем в милиции, ей частенько приходится сталкиваться с мнением бывших коллег по типу «И ты, Брут?» — мол, кого вы защищаете, разве вам не стыдно это делать? Да и нередка специфическая тональность общения правоохранителей с представителями ЛГБТ-сообщества, которые являлись пострадавшими (по информации Т.Добрыдник, за последних полгода в Николаеве открыто 5 производств — 1 административное и 4 уголовных, в которых пострадавшими были люди нетрадиционной сексуальной ориентации), — смешки, ухмылки, вопросы с подтекстом. Однако, как отмечает Т.Добрыдник, как только правоохранителям сухим юридическим языком напоминают о правах человека, о статусе пострадавшего, «под протокол» они уже беседуют с представителями ЛГБТ-сообщества, не преступая черты. Конечно, это не означает, что производство дойдет до суда — как подчеркнул Олег Алехин, ни одно громкое дело против ЛГБТ-активистов так и не было расследовано до конца.
Но, как обращал внимание и Назарий Боярский, и председатель правления НА ГЛБ «ЛиГА» Олег Алехин, представители ЛГБТ не требуют для себя каких-то отдельных прав — они хотят, чтобы к ним относились так же, как и ко всем остальным, не выделяя в отдельную группу. Потому что «нет проблемы одной социальной группы — любая группа может быть выбрана для дискриминации», говорили участники дискуссионного клуба.
В общем-то, они всего лишь перефразировали-пересказывали известное выражение Мартина Нимёллера: «Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист. Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ. Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза. Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей. А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать».
А еще люди нетрадиционной сексуальной ориентации хотят диалога. Ведь на сегодняшний момент каждая из сторон — представители ЛГБТ-сообщества и те, кто отказывает им в правах (даже, скорее, в праве на существование), — ведет свой монолог. Они готовы встречаться со своими оппонентами, обсуждать, спорить, потому что, по их мнению, любая информация разрушает страх.

Источник: Mukola.net

Поделиться: