Древняя Греция
В Древней Греции гомосексуализм не преследовался, а во многих случаях и вовсе приветствовался властями древнегреческих городов. Даже в милитаристской Спарте, взрослым воинам разрешалось брать себе в возлюбленные молодых юношей. Плутарх, в жизнеописании Ликурга, рассказывает, что и женщины нередко вступали в гомосексуальные отношения. Более того, один человек мог взять себе несколько любовников, что не вызывало у тех ревности, а даже наоборот, способствовало укреплению дружеских отношений. Описания гомосексуальных отношений встречаются и в древнегреческой литературе. Что и говорить, если даже богам-олимпийцам нередко приписывалось мужеложество. Исключением не был даже сам Зевс-громовержец.
Древний Рим
Римляне, особенно в первые столетия существования Республики, относились к гомосексуализму значительно строже, чем эллины. О таких отношениях, что процветали в городах-государствах, здесь нельзя было даже заикнуться. Хорошей иллюстрацией служит еще один рассказ Плутарха, на этот раз из жизнеописания покорителя Сиракуз Клавдия Марцелла. Некий эдил, по имени Скантий Капитолин, был приговорен Сенатом к крупном штрафу за, скажем так, «побуждение к мужеложеству». Впрочем, времена меняются, а с ними меняются и обычаи. В позднем Риме, особенно в годы Империи, к гомосексуализму относились куда либеральнее. А для императоров мужеложество было и вовсе делом вполне обычным. Единственное исключение составлял император Клавдий. Но в общей чреде римских правителей (особенно если учесть, что Клавдий расположился между Калигулой и Нероном) этот Император, предпочитавший исключительно женщин, выглядел белой вороной. Впрочем, в позднее ситуация изменилась. Причем резко. Причиной тому стало стремительно распространение христианства. Феодосий Великий – последний правитель единой Империи и вовсе ввел за мужеложество суровое наказание, отныне пассивный гомосексуализм карался сожжением на костре.
Византия
Христианство действительно нанесло однополым отношениям смертельный удар. Теперь мужеложетсво находилось под запретом, ибо противоречило Библии. В Писании, причем как в Ветхом, так и в Новом завете, греховность гомосексуализма подчеркивалась не раз. Так первое послание апостола Павла к Коринфянам содержит суровую отповедь, суть которой сводится к тому, что гомосексуалистам Царства Божьего не видать. Запреты вводились повсеместно. Так, Византийский Император Юстиниан Великий (527-565) издал указ о сожжении тех, кто будет уличен в гомосексуализме. Это и не случайно. Все тот же Юстиниан возложил вину за разного рода бедствия, (такие как голод, мор и др) именно на гомосексуалистов. Основание для этого давал, разумеется, библейский миф о Содоме и Гоморре, — двух городах, уничтоженных богом за многочисленные грехи, совершенные их жителями.
Средние века
Термин содомия, появившийся еще во времена Юстиниана, получил широкое распространение в VI веке. Впрочем, тогда он использовался для обозначения всех запрещенных законом греховных деяний сексуального характера. А вот с XIII века этот термин применялся уже исключительно для тех, кто вступал в однополые связи. В 1215 году папой Иннокентием III был учрежден особый церковный суд, вошедший в историю под названием Инквизиция. Задачей этого органа была борьба с ересью, «грех мужеложества», однако, карался инквизиторами столь же строго. Обвинения в гомосексуализме часто предъявлялись в качестве дополнительных. Пользуясь современной терминологией – это были отягчающие обстоятельства и лишний повод назначить обвиняемому более суровое наказание. Впрочем, понятие «более суровое» не вполне употребимо, когда речь идет об Инквизиции.
В Англии наказание за гомосексуализм было впервые введено при Эдуарде I (1272-1307). Уличенных в мужеложестве предписывалось сжигать на костре.
Дело Тамплиеров
Обвинения в гомосексуализме фигурировали и в одном из самых громких процессов Средневековой Европы. Речь идет, разумеется, о знаменитом суде над тамплиерами. Могущественный орден был уничтожен французским королем Филиппом IV Красивым в всего за несколько лет 1307-1314. К процессу подключился и Папский престол. Среди прочего, храмовников обвинили и в мужеложестве, которое якобы имело место во время их тайных обрядов. Обряды тамплиеров действительно были тайными, и что там происходило, мы не знаем и, скорее всего, не узнаем никогда. Исключать того, что среди тамплиеров, вопреки многочисленным обетам, были и гомосексуалистами нельзя. Хотя бы потому, что законы, как известно, существуют для того, чтобы их нарушать. И сильные мира сего нередко игнорируют собственные указы, не говоря уже об их близких родственниках. Достаточно сказать, что Эдуард II, сын того самого Эдуарда I, который запретил в Англии гомосексуализм, мужеложетсовом не брезговал, что было известно отнюдь не только его приближенным.
Эпоха Возрождения
Запреты на гомосексуализм продолжали действовать, но нарушались они все чаще и чаще. Достаточно прочитать «Декамерон» Боккаччо, чтобы понять, что в той же Италии царили весьма вольные нравы. Не был исключением и Ватикан. Предметом широкого обсуждения стала, например личная жизнь папы Льва Х, на чью склонность к гомосексуализму намекают многие историки. Еще более громкий скандал разгорелся вокруг папы Юлия III, которого подозревали в романе с собственным племянником. Обвинения в гомосексуализме предъявлялись и французскому королю Генриху III. Самым известным его изобличителем был писатель-гугенот Агриппа д’Обинье. В своих многочисленных памфлетах он изобличал Генриха в связях со своими приближенными, так называемыми миньонами. Впрочем, такого рода памфлеты нередко распространялись политическими противниками Генриха с целью дискредитации короля.
В России
Впервые наказание за гомосексуализм было введено Петром I, впрочем, касалось оно только военнослужащих. А вот Николай I в 1832 предал этой норме статус закона для всех. Мужеложество стало уголовным преступлением, которое каралось пятилетней ссылкой в Сибирь. Любопытно, что во многих странах Европы, как раз в то время подобные наказания стали отменять. Так, во Франции гомосексуализм перестал считаться преступлением в самом начале XIX века. А вот в Германии он оставался вне закона еще очень долго. Как, впрочем, и в России. Формально закон, вводивший уголовную ответственность за однополую любовь, отменен так и не был. Правда, в 1917 он прекратил свое существование вместе с Российской Империей. Так продолжалось до середины 1930-х, когда в уголовном кодексе вновь появилась норма, вводившая ответственность за однополую связь.
Источник: http://www.diletant.ru/